По данным аналитической компании Dsight, объем финансирования российских стартапов в 2022 году снизился почти на 70%. В 2023-м падение продолжилось. C нехваткой инвестиций столкнулись и компании за рубежом — в результате многие из них прекратили работу. Forbes вспоминает банкротства перспективных стартапов с российскими корнями
За последние два года количество закрывшихся стартапов выросло. По мнению экспертов, к этому привела изменившаяся парадигма мышления венчурных инвесторов. До 2020 года деньги молодым компаниям давали под рост, юнит-экономика при этом могла не сходиться, а прибыльность и EBITDA не обсуждались, говорит партнер венчурного фонда ФРИИ Дмитрий Калаев. Стратегия развития через регулярные раунды финансирования оставалась жизнеспособной до 2020–2021 годов, соглашается партнер инвесткомпании Kama Flow Павел Охонин. «Затем оценки существенно упали, деньги стали дороже при росте учетных ставок, уменьшилась активность венчурных инвесторов», — добавляет он. Компании лишились доступа к финансированию, и, поскольку многие были операционно убыточными, закономерным итогом стало банкротство, объясняет он. Партнер венчурного фонда «Восход» Константин Гибало также среди новых вызовов выделяет геополитические трудности и изоляцию рынков, на которых работают проекты.
Принципал фонда R136 Ventures Денис Ефремов обращает внимание на то, что с проблемами сталкиваются стартапы по всему миру. Так, по данным IT-компании Carta, в 2024 году закрылось 966 американских стартапов против 769 в 2023 году. В России же в 2025-м выживает один-два стартапа из десяти, основанных в 2021–2022 годах, утверждает Калаев. Большая часть компаний не становится прибыльной. «80% провалов — это плохая юнит-экономика», — уверен он.
В ближайшие годы количество закрывающихся стартапов может снизиться, полагает Калаев: венчурный рынок восстанавливается, подход инвесторов стал менее рисковым, а стартапы чаще ориентированы на прибыльность. В статистике, однако, это может не отразиться. «Среди микрокоманд на самых ранних стадиях редко анонсируют закрытие, они просто тихо начинают делать другой продукт, а иногда он меняется до неузнаваемости — это нормально в технологическом бизнесе. Количество таких проектов может исчисляться десятками в год», — говорит он.
Стартапы, которые считались перспективными, но прекратили работу в последние два года, — в фотогалерее Forbes.

DR
Yalla Market
Идея: экспресс-доставка продуктов
Инвестиции: $17,7 млн
Год закрытия: 2025
Первую экспресс-доставку продуктов в Дубае запустили в 2021 году сооснователи сервиса автоматизации документооборота между ресторанами и поставщиками DocsInBox Леонид Довбенко и Станислав Селезнев. В новый бизнес они вложили $100 000 собственных средств и $150 000 от частных инвесторов, в числе которых были основатели сервиса аналитики Mozg.rest Сергей Ицков и Виолетта Гвоздовская, IT-предприниматель Алексей Кучин и другие. Суммарно за четыре года существования компания привлекла $17,7 млн, среди инвесторов были основатель Dodo Brands Федор Овчинников, ресторатор Александр Сысоев, клуб венчурных инвесторов AngelsDeck, фонды Doha Tech Angels, Wamda и Dubai Angel Investors.
В 2022 году максимальная выручка Yalla Market за квартал достигала $490 000, а количество заказов — 49 000. Основатели рассчитывали привлечь еще $100 млн или продать его стратегу, однако крупные игроки развивали доставку самостоятельно, а инвестициям помешала «венчурная зима», рассказывал Довбенко. Предприниматели решили трансформировать стартап и запустили YallaHub. Сервис предоставлял логистические, финансовые и консалтинговые услуги брендам, которые планировали выходить в местный e-com. Кроме этого, основатели пробовали продавать IT- и маркетинговые решения небольшим компаниям. Ни одно из направлений не приносило постоянного дохода и потока клиентов. Стартапу так и не удалось выстроить устойчивую финансовую модель, в 2025 году он прекратил работу.

DR
iFarm
Идея: вертикальные фермы
Инвестиции: $4 млн
Год закрытия: 2025
Основатели технологической компании iFarm Александр Лысковский, Максим Чижов и Константин Ульянов решили заняться строительством умных теплиц в 2017 году. Лысковский до этого развивал разработчика игр Alawar (создателя популярной в свое время «Веселой фермы» во «ВКонтакте»), Чижов занимался медицинскими VR-проектами, а Ульянов продавал оборудование для альтернативной энергетики. На создание первой автоматизированной теплицы в Новосибирске они потратили 3 млн рублей из личных сбережений. По совету эксперта по тепличным хозяйствам, компания переключилась на строительство вертикальных ферм под ключ. В 2019 году у нее открылась штаб-квартира в Хельсинки.
В 2019 и 2020 годах iFarm привлекла $5 млн от российских фондов Gagarin Capital, Matrix Capital, Impulse VC, IMI.VC, бизнесмена Бориса Кима и нескольких бизнес-ангелов. Лысковский с партнерами на тот момент владел активами через американскую компанию iFarm. К 2023 году она вышла из российского бизнеса, а доли были переданы Лысковскому. По итогам года убыток iFarm в России превысил 50 млн рублей, в 2024-м он увеличился до 430 млн рублей. «Венчурная зима», пандемия, войны — это все не способствует росту интереса к этому бизнесу», — объяснял предприниматель. Сейчас два из трех российских юрлиц проходят процедуру банкротства, третье — на стадии ликвидации. Международный бизнес iFarm при этом продолжил работу, говорил инвестор проекта управляющий партнер Taver Capital (ранее Gagarin Capital Partners) Михаил Тавер.

DR
Arrival
Идея: производство электромобилей
Инвестиции: $1 млрд
Год закрытия: 2024
Британский стартап по производству электромобилей Arrival в 2015 году основал экс-замминистра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов. Компания разрабатывала электробусы и электрофургоны. В нее инвестировали автопроизводители Hyundai и Kia, фонды BlackRock и Winter Capital, логистическая компания UPS и другие. Общая сумма привлеченных средств превысила $1 млрд, из них $320 млн стартап получил через выпуск облигаций. В 2021 году Arrival вышел на биржу Nasdaq с оценкой $13,6 млрд.
Серийное производство электромобилей было запланировано на 2022 год, однако команда Arrival столкнулась с финансовыми трудностями: стартап сократил почти треть сотрудников, а запустить производство мешали проблемы с логистикой. Фабрики так и не были запущены, и компания не смогла обслуживать долги. В конце 2023 года Arrival перестала платить по облигациям, а через год суд Люксембурга признал ее банкротом.

Петр Марков (DR)
«Анабар»
Идея: управление продажами на маркетплейсах
Инвестиции: $3,5 млн (278 млн рублей)
Год закрытия: 2024
В 2020 году топ-менеджеры сервиса по поиску недвижимости Циан Петр Марков и Павел Тарасов основали систему управления продажами на маркетплейсах Wildberries и Ozon «Анабар». Партнеры вложили в ее запуск 16 млн рублей. В 2022 году они привлекли еще 65 млн рублей от IT-интегратора «Первый бит» и 13 бизнес-ангелов, в числе которых были заместитель гендиректора «Авито» Иван Гуз, вице-президент Альфа-банка по корпоративным финансам и инвестициям Нуриддин Ахмедов, инвестор платформы «Консоль» Нодари Кезуа и другие. В 2023 году компания закрыла pre-IPO раунд, собрав на инвестиционной платформе Rounds 197 млн рублей. Выручка по итогам того года, согласно СПАРК, достигла 129 млн рублей, прибыль составила 1,7 млн рублей.
В конце 2024 года Марков объявил о том, что разработка «Анабара» приостановлена. По его словам, компания делала ставку на автоматизацию рекламы на маркетплейсах, однако Ozon стал самостоятельно предлагать рекламные услуги продавцам, а технические особенности Wildberries влияли на работу сторонних сервисов. В 2024 году доходы «Анабара» просели из-за падения потребительского спроса, а сейлеры стали реже пользоваться сервисами на фоне высокой ключевой ставки. «Мы боролись, боролись, боролись, и у нас кончились деньги», — резюмировал Марков.

DR
Greeno
Идея: микромаркеты здорового питания
Инвестиции: $100 000
Год закрытия: 2023
Основательница маркетплейса «Беру!» Александра Дорф, основатель сервиса Healthy Food Дмитрий Пронин вместе с еще одним партнером запустили сеть микромаркетов здорового питания Greeno в Дубае в 2023 году. Дорф отмечала, что вложила в бизнес почти все свои накопления — $100 000. Стартап планировал размещать свои автоматы в офисах крупных международных компаний с более чем 500 сотрудников.
Первый автомат с готовой едой был установлен в офисе местного телекоммуникационного оператора Etisalat в июле 2023 года. Планировалось, что к сентябрю микромаркетов станет десять, а стартап выйдет на точку безубыточности. Однако осенью основатели поняли, что ошиблись в прогнозах: сотрудники дубайских компаний после пандемии так и не вернулись к пятидневной рабочей неделе и появлялись в офисах не так часто, а заказывать еду многие предпочитали через сервисы доставки. Выйти в ноль стартап мог только через год, для этого потребовалось бы дофинансировать его на $400 000. У Дорф не получилось привлечь в проект инвесторов, и в ноябре Greeno свернул работу.

Александр Соловьев, Роман Кумар Виас, Игорь Винидиктов (DR)
Refocus
Идея: курсы по маркетингу в Юго-Восточной Азии
Инвестиции: $7,15 млн
Год закрытия: 2023
Основатели образовательного сервиса Qmarketing Academy Роман Кумар Виаc, Александр Соловьев и Игорь Винидиктов продали 25% своего стартапа онлайн-школе Skyeng в 2021 году. Сумма сделки не разглашалась, оценка стартапа могла составить 200–250 млн рублей. В начале 2022-го предприниматели запустили похожий бизнес на Филиппинах и в Индонезии. Рынок Юго-Восточной Азии был перспективным, а конкуренция в edtech-сфере низкой, объяснял Виас.
На этот запуск основатели привлекли $550 000 от фонда Genesis Investments и неназванного частного инвестора. В 2022 году компания закрыла раунд на $4,6 млн, еще $2 млн партнеры вложили из личных средств. Refocus продавал девятимесячные онлайн-курсы по диджитал-маркетингу и анализу данных за $650−750 с возможностью оплаты в рассрочку, которую предоставляла местная компания-партнер. Проект активно рос: в сентябре Refocus продал курсов более чем на $1,5 млн и вошел в рейтинг «10 самых перспективных стартапов Forbes 2022 года».
В начале 2023-го у компании начались финансовые проблемы: цены были слишком высокими, ученики просрочивали выплаты, партнер из-за этого стал реже одобрять рассрочку, и поток клиентов снизился. К середине года выручка Refocus упала до $100 000. У компании случился кассовый разрыв, привлечь новый раунд Виасу не удалось. В июне стартап свернул работу на Филлипинах, в сентябре — в Индонезии. Долги сотрудникам составили около $1 млн, говорил Виас. Часть компания погасила.

DR
Happyō
Идея: соцсеть для добрых дел
Инвестиции: $1,5 млн
Год закрытия: 2023
В конце 2021 года основатель сети пельменных «Лепим и варим» Николай Сердотецкий и директор по продукту в игровой студии Wargaming Константин Нетылев запустили на Кипре Happyō — соцсеть, в которой пользователи могли делиться «добрыми и полезными» делами (например, выложить короткое видео с прогулкой с собакой или поездкой на велосипеде). До этого предприниматели делали игровой трекер полезных привычек Soberman. В его развитие они вложили несколько тысяч долларов собственных средств, еще €280 000 привлекли от друзей и знакомых. Пользователи быстро теряли интерес к игре, и тогда основатели решили добавить социальное взаимодействие и перезапустить приложение в формате соцсети под названием Happyō.
Команда тратила на продвижение у блогеров и таргетированную рекламу порядка €5000 в месяц, но аудитория сервиса росла медленно: в начале 2022 года активных пользователей было 1500, а к середине — 9600. Happyō несколько раз получала по €20 000–30 000 на развитие от частных инвесторов, в том числе ресторатора Александра Сысоева и основателя бренда одежды Kirill Karavaev Кирилла Караваева, но деньги шли на оплату текущих расходов.
К концу 2022 года они достигли €50 000 в месяц — столько уходило на разработку, маркетинг и зарплаты. Основатели пытались привлечь еще один раунд на $800 000, но получили всего один чек на $50 000 от частного инвестора. Стартап продержался еще три месяца. В апреле 2023 года Сердотецкий и Нетылев его закрыли. По данным Crunchbase, сумма инвестиций в проект за все время составила $1,5 млн.

Юрий Лифшиц (DR)
Superdao
Идея: разработка операционных систем для криптоорганизаций
Инвестиции: $11,5 млн
Год закрытия: 2023
Петербуржец Юрий Лифшиц запустил Superdao в США в октябре 2021 года. Стартап разрабатывал операционные системы для DAO (децентрализованных автономных криптоорганизаций). Лифшиц задумал проект после бума NFT-проектов. Тогда многие художники запускали DAO, чтобы совместно управлять собранными средствами и выпускать новые NFT-коллекции.
Superdao привлек $1 млн инвестиций от фондов Shima Capital, Fundamental Labs, Fifty Years, Lemniscape, Magic Fund и частных инвесторов. В 2022-м стартап закрыл второй раунд на $10,5 млн. Его лидировал американский фонд SignalFire, в раунде также приняли участие другие зарубежные фонды и частные инвесторы, в том числе Shima Capital, сотрудники NFT-платформы OpenSea и криптообменника Coinbase. Оценка Superdao составила $160 млн.
Однако в следующем году у компании начались проблемы: DAO не помогал другим игрокам сделать бизнес более устойчивым и был невостребованным. «Мы пришли к точке зрения, что криптоиндустрия будет набором относительно небольшого числа компаний, в основном чисто финансовых инструментов, и не сможет дать достаточной выручки для специализированной инфраструктуры — такой, как мы делали», — объяснял Лифшиц. В сентябре 2023-го Superdao прекратила работу.

DR
SmaSS
Идея: умные камеры для магазинов
Инвестиции: $7 млн
Год закрытия: 2023
В 2017 году директор по развитию X5 Антон Крамаров запустил стартап SmaSS, который разрабатывал умные камеры. Они могли распознавать лица и анализировать, какие товары человек положил в корзину. В запуск предприниматель вложил $1 млн собственных средств, а позже привлек еще $6 млн от частных инвесторов. Российские компании не заинтересовались разработкой Крамарова, но в 2018 году ему удалось заключить контракт на серийное производство камер в Тайване с японской корпорацией Toshiba.
В 2019-м компания захотела купить 35%-ную долю в стартапе, по итогам годовых переговоров она выросла до 51% с правом эксклюзивных продаж камер. Пока шли переговоры, SmaSS по требованию Toshiba, не мог увольнять персонал или привлекать средства. Крамаров не смог договориться с корпорацией о продаже доли, однако добился разрешения работать в России. SmaSS начал сотрудничать с Philip Morris, МТС, X5, «Красцветметом» и другими компаниями, но ни один проект не взлетел (камеры, например, не справлялись с распознаванием пачек сигарет, обернутых в целлофан). Продать технологии Toshiba предпринимателю тоже не удалось: после событий 2022 года корпорация отказалась от сделки. В 2023-м SmaSS закрылся.